Публикации

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Методы создания образовательной среды в дистанционном обучении.

Крашенинникова Л.В., Ушакова Н.В., Белова И.А., Прошин С.Е.
SHG Berkana

 

Предметом исследования являются методы гуманизации онлайн учебной среды. Цель исследования – анализ накопленного опыта и обобщение существующей практики, формулирование рекомендаций по созданию обучающей среды.

Если Вы часто бывали в разных учебных заведениях, то, возможно, обратили внимание, как сильно они отличаются друг от друга – и фасадами, и коридорами, и особенно поведением студентов.  Часто посещая в качестве монитора виртуальные учебные группы, мы можем видеть, что они тоже различны по стилю, интенсивности, содержательности общения, даже если работают по одинаковым учебным программам.

В благоприятной среде студенты учатся легче, успешнее, продуктивнее. Они учатся не только у преподавателей, но и друг у друга. Атмосфера интеллектуального напряжения, поиска, познания, взаимовыручки, ощущение могучих сил духовного роста – вот чем так привлекательна студенческая аудитория. Но встречаются и другие группы – вялые, апатичные, «ватные», которые  трудно заинтересовать содержанием предмета. Если у них и есть общие цели, то они лежат где-то далеко в стороне от учебного процесса.

Атмосферу реального, физически существующего учебного заведения создают его стены и поколения студентов и преподавателей. В [1] отмечен синергетический эффект крупных учебных центров. Атмосферу для виртуальной учебной группы создает в значительной мере сам тьютор. Тут у него больше свободы, но и гораздо больше ответственности. У одних тьюторов учебный форум живет и дышит, у других формально, на уровне гигиенических требований выполняет «обязательную программу». Почему это так, в чем секрет?

Сообществом тьюторов Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, работающих по русскоязычным программам этой Школы было многое сделано, чтобы умение с блеском провести тьюториал (семинар) или наладить живую и полезную учебную конференцию в онлайне было осознано,  разложено на части, стало бы более воспроизводимым и передаваемым. Наибольших успехов в этом направлении достиг МИМ ЛИНК, где был разработан курс «Основы тьюторской деятельности», проводились Школы по проектированию тьюториалов, тьюторские посиделки и мастерские, виртуальные тренинги [2]. Подготовка тьютора в МИМ ЛИНК проводилась так, что требовала от каждого тьютора вдумчивого подхода, творчества, стремления к развитию [3]. И тьютор, сам обладающий этими качествами, транслировал их студентам.

Навык формирования образовательной среды относится к «мягким», трудно формализуемым и трудно передаваемым.  Но опыт работы с «мягкими» навыками, имеющийся в SHG Berkana, показывает,  что их тоже можно разложить на части, проанализировать. Такой анализ открывает дорогу к обучению тьюторов путем поэлементного освоения сложного навыка и последующей интеграцией отдельных элементов в практической деятельности. Результат интеграции получается у каждого тьютора сугубо индивидуальным,  но сам состав элементов, из которых состоит образовательная среда в он-лайн обучении, может быть определен и рекомендован к практическому применению.

Образовательная среда. по определению В.А. Ясвина, это система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся [4].

Словарь терминов профессионального образования [5] определяет образовательную среду как совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности. В этой связи отметим, что в [6] показано, что развитие дистанционного обучения уменьшает неравенство в доступе к обучению для жителей различных территорий, делает образовательную среду более доступной.

Другие авторы делают акцент на технических средствах, позволяющих получить доступ к образовательным услугам, например, в [7] образовательная среда определена как «программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств».

Эти определения образуют своего рода пирамиду: техническая база, с помощью которой становится доступным содержание обучения, целью которого является саморазвитие обучающегося.

Введем определения:

  • Образовательная среда - Совокупность ресурсов, необходимых для достижения целей обучения
  • Вебинар (Web-seminar) - Зонтичный термин для обозначения различных типов онлайн ресурсов, предоставляющих возможность проведения онлайн встреч, семинаров и Интернет- трансляции.  
  • High-Touch среда - Среда «традиционного», «обычного», “on-campus” обучения.
  • High-Tech среда - Среда, создаваемая средствами IT
  • Blended (Hybrid) среда - Создаётся совокупностью High-Touch + High-Tech ресурсов

 Тогда последовательность этапов развития образовательной среды в он-лайн пространстве может быть представлена следующим образом (рис.1):

Этапы развития образовательной среды

Рис. 1. Этапы развития образовательной среды

На первом этапе к традиционным «очным» компонентам обучения добавляется виртуальная поддержка в виде форума, электронной библиотеки, переноса лекционного и методического материала на электронные носители.  Текст лекций может быть снабжен гиперссылками, облегчающими поиск взаимосвязанных понятий.  Форум может работать с различной интенсивностью – от простых ответов преподавателя на изредка задаваемые студентами вопросы до регулярного выполнения студентами определенных заданий по графику. Особенность этого этапа – асинхронное  общение и факультативность заданий. Форум и электронная библиотека предназначены лишь для поддержки других форм учебного процесса, студенты используют их по своему усмотрению, по мере необходимости,  преподаватель поощряет, но не контролирует их активность в виртуальной сфере.  На этой стадии  мы ощущали необходимость повышения активности студентов, придумали и использовали множество способов привлечь студентов на форум, сделать его полезным, интересным и привлекательным. Например, такие:

  • Выделение времени на первом очном занятии для возможности выхода на форум каждым участником тьюториала (профайл, приветствие и т.д.);
  • В начале работы форума не менее 3-х выходов в день и оперативный отклик тьютора на все сообщения студентов;
  • писать личные приглашения;
  • консультировать по выполнению письменных заданий;
  • поручать студентам писать обзоры прошедших тьюториалов;
  • поручать студентам вывешивать конспекты книг;
  • открывать достаточно много тем, используя привлекательные названия или комментарии;
  • сделать на тьюториале анонс какого-то материала и сообщить, что вывешен он будет только на форуме;
  • размещать полезные и интересные дополнительные материалы временно. Кто не успел – опоздал;
  • обсудить интересную статью в увязке с изучаемым материалом
  • призывы и вопросы в конце сообщений, после которых ожидаете получить ответ;
  • дискуссии и сомнения по поводу изучаемых материалов (провокация)./

Второй этап характеризуется тем, что виртуальная часть курса становится более значительной, чем контакты во время очных занятий и при выполнении письменных заданий – и по объему материала, и по затратам времени студентов. Простейший вариант – строгий график,  руководствуясь которым студент должен прочитать предложенные материалы и выполнить определенные задания. В [8] описан опыт преобразования в дистанционный формат курса «Мировые финансовые рынки». Дистанционный формат курса предполагается реализовать на платформе Moodle. Основная идея проекта состоит в том, что магистрантам будет предложен график прохождения курса с разбивкой на 17 недель, и для каждой недели будут разработаны задания, охватывающие следующие 5 областей: теория, практика. обсуждения,  расчеты, расширение кругозора.

Здесь студент все больше остается наедине с компьютером, виртуальные контакты с тьютором  направлены на помощь студенту в самостоятельном изучении курса. Очных занятий становится меньше, зато виртуальных встреч – больше. На этом этапе и студенты, и преподаватели начинают ощущать недостаток личного общения. Работа над содержанием курса уже приобрела устоявшиеся формы. Усилия тьюторов теперь направлены на оживление форума и сплочение группы:

  • открывать темы-встряски, "затягивающие" темы, например, "парадоксы менеджмента;
  • трактовать в духе концепций курса стихи, песенки, анекдоты, картинки
  • использовать сначала простые, а потом цепные (серийные) задания;
  • делать специальные упражнения для развития отдельных навыков
  • Вести обсуждение своих или студенческих кейсов по 5 шагам: ситуация, концептуализация (определение области управленческой деятельности, к которой относится проблема, подбор концепций для анализа ситуации; подбор концепций для выработки рекомендаций), анализ, рекомендации с их оценкой;
  • решать силами группы чью-то проблему.

В конференции всегда должна быть хотя бы одна "живая" тема - с продолжающимся обсуждением, с невыполненным еще заданием, с поставленным вопросом, чтобы студенту было что делать, войдя на форум. На этом этапе, как отмечено в [9], тьютор не только отвечает на вопросы, но и побуждает студентов к диалогу.  В полностью виртуальных группах особое внимание уделяется процедурам знакомства и размораживания, общению студентов не только с тьютором, но и между собой. Мы стараемся приучить студентов к регулярным и частым контактам. Становится очевидным, что на форуме можно делать все или почти все, что обычно происходит на тьюториалах, но из-за асинхронности общения все происходит слишком медленно.

 На оф-лайн платформах тьюторы назначают «часы он-лайн», пытаются проводить виртульные тьюториалы, деловые и ролевые игры, предпринимают усилия по формированию виртуальных команд. Имеется опыт проведения виртуальных школ продолжительностью 21 день, которые полностью дублируют по содержанию  трехдневную выездную школу. Из опыта работы на этой стадии мы вынесли представление о соотношении «1 к 7»  - все процессы, которые на очном занятии занимают 1 час, при общении оф-лайн нужно планировать не менее чем на 7 часов. Студенты начинают уходить с оф-лайн платформы в Скайп и в социальные сети для ускорения связи друг с другом.

И вот наконец наступает время вебинаров. Асинхронность общения преодолена. Гораздо быстрее и удобнее устно за 15 минут ответить на вопросы студентов «лицом к лицу», чем подробно писать об этом в форуме на следующий день после того, как был задан вопрос. Студенты, как правило, очень довольны [10]. Пропустившие время онлайн занятия могут посмотреть его в записи. Растет вовлеченность студентов в процесс обучения, улучшается успеваемость.

Рассмотрим данные И.Беловой о влиянии вебинаров на успеваемость (табл.1). Эти данные охватывают результаты обучения пяти групп общей численностью 64 человека в 2013-2015 г.г.

Таблица 1.  Исходные данные для оценки влияния вебинаров на успеваемость

группы

текущие вебинары, шт

вебинары по подготовке к экзамену, шт

Текущие вебинары, раз в мес

вебинары по подготовке к экзамену,  раз в мес

ТМА* среднее

Экзамен среднее

13Е - Х

0

6

0

3

57,2

49

13К - М

9

9

1,5

2

61,5

50,7

13К - Х

9

9

1,5

2

52,4

48,9

14Е-МХ

22

10

2

5

58,7

57,1

14К - Х

18

4

1,5

2

54,4

50,9

* ТМА – письменные работы, проверяемые тьютором. Выполняются студентами примерно 1 раз в месяц, строго по графику

Вычислим коэффициенты корреляции между количеством и частотой вебинаров и показателями успеваемости в баллах (табл.2). Для данного объема выборки значимыми с вероятностью 95% являются коэффициенты 0,754 и выше.

Обратим внимание,  что проведение текущих вебинаров не влияет на оценки за письменные работы, т.к. коэффициенты корреляции ниже статистически значимых. Хотя интересно, что влияние на медиану более заметно, чем влияние на средний балл. Возможно, это происходит потому, что распределение оценок асимметрично.

           
Таблица 2.  Коэффициенты корреляции между частотой количеством вебинаров и успеваемостью студентов

Показатели

Средний балл за ТМА*

Медиана оценок за ТМА

Средний балл за экзамен

Медиана оценок на экзамене

текущие  вебинары, шт

-0,008

0,442

0,796

0,808

вебинары по подготовке к экзамену, шт

 

 

0,440

0,339

Периодичность текущих вебинаров,
раз в месяц

0,036

0,609

0,625

0,594

Периодичность вебинаров по подготовке к экзамену, раз в месяц

 

 

0,857

0,835

Зато влияние вебинаров на экзаменационные оценки видно совершенно отчетливо. Причем самый значительный фактор, судя по этим данным – частота проведения вебинаров в период подготовки к экзамену. Не количество веб-занятий, а именно их регулярность, частота, периодичность. Другой значимый фактор – число текущих вебинаров, т.е. веб-семинаров, проведенных в течение года, на фоне регулярных очных занятий и работы в форуме. Как видим, чем больше вебинаров, тем выше успеваемость.

Это два разных фактора. Влияние текущих вебинаров объясняется углубленной работой над освоением концепций курса, тогда как частота вебинаров перед экзаменом характеризует интенсивность работы и вовлеченность студентов.

Опыт членов сообщества «Berkana» по проведению вебинаров позволил прийти к следующим выводам:

  • Вебинары являются полезным и достаточно эффективным средством формирования СООБЩЕСТВА практики (Venger&Lave, 1991);
  • Вебинары наиболее эффективны там, где требуется обмен знаниями и практикой (примерами), например, при подготовке к экзаменам;
  • Вебинары позитивно влияют на успеваемость (результативность обучения) и удовлетворённость студентов;
  • Именно при синхронном онлайн общении (вебинары) сообщество практики проявляет себя наиболее ярко;
  • Вебинары не могут (и не должны) полностью замещать  иные формы онлайн общения (форумы).

Последний этап характеризуется  созданием с помощью современных технических средств учебной онлайн среды, сравнимой с «традиционной» оффлайновой. Ее характерные черты описаны моделью Community of Inquiry (CoI) (C.S.Peirce, 2012) как триединство подходов:

  • Собственно обучения;
  • Познания;
  • Личностного общения.

Механический перенос учебного процесса в онлайн (лекции через Интернет  и вебинары) представляет собой простой, но неправильный путь, который  не создает образовательной среды, потому что отсутствуют такие важные элементы, как непрерывность и многообразие контактов,   формирование сообщества, объединенного совместным опытом познания, решения проблемных ситуаций.

Вебинары становятся вехой перехода на третий этап формирования обучающей среды тогда и только тогда, когда они используются не сами по себе, а как один из элементов образовательного процесса, гармонично сочетающийся с другими его элементами.  Самым существенным признаком перехода на третий этап является, на наш взгляд, формирование сообщества обучающихся. В этом процессе могут быть использованы как элементы, перечисленные на рис.2, так и закрытые группы в социальных сетях.

Формирование  сообщества студентов

Рис. 2. Формирование сообщества студентов

Интеграция различных элементов, из которых состоит виртуальная учебная среда (Blended  среда), достигается при условии  баланса трех направлений ее развития:

  1. организации обучения, включая график и контент;
  2. стимулирования процесса познания;
  3. формирования сообщества, в котором можно получить признание своих достижений в обучении, помощь и поддержку, обменяться опытом, совместно работать над решением учебных и реальных проблем.

 Организация собственно обучения включает следующие элементы:

  • структура курса/модуля, сроки, правила (включая «нетикет» - правила поведения на форуме);
  • cтимулирование и поддержка обсуждения, создание конструктивного климата, подведение итогов обсуждения;
  • представление контента, дополнительной информации, диагностика непонимания и ответы на вопросы, снижение беспокойства у студентов.

Их формирование достигается следующими средствами:

  • план курса размещается в форуме группы при начале обучения;
  • каждое учебное событие предваряется подробным планом, где поясняются цели события и критерии их достижения;
  • для каждой части (Блока)  курса создаётся собственное вводное video;
  • если LMS не позволяет размещать видео на форуме группы, создаётся специальная группа на Google+ ;
  • контент представляется в виде, доступном для понимания и повторения, включая не только тексты, лекций, но и видео, аудиозаписи,  ссылки на статьи, тесты для самопроверки;
  • алгоритмы выполнения письменных работ размещаются на форуме или в сообществе на Google;
  • концепции/модели разбираются подробно на вебинарах
  • ответы на вопросы студентов, размещённые на форуме, должны быть даны не позже чем в течение 48 часов.

Стимулирование процесса познания направлено на повышение интереса студентов к изучению курса, их вовлечение в поиск нового, повышение мотивации к обучению. Для освоения курса используются множество разнообразных источников контента. Новая информация интегрируется с уже существующей для понимания смысла изучаемых концепций.  Для этого могут быть рекомендованы, например, следующие инструменты:

  • представлять концепции курса в неожиданном формате  (см., например, рис. 3);
  • трактовать в терминах курса стихи, песни, анекдоты, художественные и мультипликационные фильмы;
  • подбирать и демонстрировать выдающиеся примеры реализации концепций курса на практике (ссылки на статьи и видео);
  • при обзоре результатов выполнения письменных работ  создавать «Доску почета», «Коллекцию мудрых мыслей» на основе фрагментов работ студентов.;
  • на сайте курса или форуме группы проводить опросы по изучаемому контенту;
  • за вклад в достижение глубины понимания/применения присваивать почётные знаки - бэджи или призы (например, пряник, цветок, конфета, почетная грамота, причем они могут быть как реальными, вручаемыми при очной встрече, так и виртуальными, нарисованными, значение их чисто символическое, но чем ближе по времени достижение и его признание, тем лучше);
  • проводить вебинары по дополнительным (относительно контента изучаемого курса) концепциям (пример: вебинар по рефлексивному обучению, по творческим методам решения проблем); 
  • тестирование (по желанию) студентов на предпочитаемые стили обучения, на развитие качеств/навыков (пример-тест по Хони-Мамфорду на Goiogle+);
  • развитие эрудиции (например, истории открытий, фрагменты биографий знаменитых людей, фотографии достопримечательностей, примеры из литературных произведений).

Психологический контракт

Рис. 3 Психологический контракт

(рисунок представлен Бадри Дзимиашвили, г. Уфа)

Эта часть работы наиболее трудоемка для тьютора. К счастью, тьюторы могут обмениваться  находками между собой.

Формирование сообщества – наиболее тонкая часть работы. Сложность в том, что многие не вполне понимают важность этого направления,  не говоря уже о методах осуществления.  Вы можете наблюдать на форуме и во время вебинаров, что студенты начинают общаться  между собой, отвечают на вопросы друг друга, манера общения открытая и уважительная. Относительно группы используется местоимение «мы», студенты приветствуют друг друга, открываются навстречу друг другу, шутят, обмениваются эмоциями, обсуждают не только учебные проблемы, но и что-то за рамками предмета, договариваются о совместных действиях «в реале». Это признаки того, что сообщество  формируется, становится все более зрелым и сплоченным. Тьютор может способствовать этому процессу, применяя следующие приемы:

  • Самораскрытие обучающего: он оформляет подробный Профайл на сайте курса и в социальных сетях;
  • Самораскрытие обучающего: размещение на форуме или в  сообществе результатов тестирования (пример: анализ предпочитаемых ролей по Белбину, стилей обучения, устойчивости к стрессу).
  • Портфолио и контакты представлены по возможности подробно.
  • В выбранной студентами социальной сети создаётся сообщество изучающих данный курс.
  • Студенты обмениваются практикой.  
  • Проводятся регулярные Twitter-сессии  или конференции по Скайпу.
  • Для индивидуальных консультаций используется Скайп.
  • Присуждение Знаков почёта -  проводятся опросы, Знак вручается тем, кто получил максимальное число голосов, о чём делается специальное сообщение на форуме. 
  • Творческие находки (стихи, песни, рисунки, коллажи).
  • Сопровождение учебных событий известными афоризмами (Черномырдинки).
  • Формирование доверия в группе: уважительный тон, выполнение обещаний, соблюдение конфиденциальности, использование «я-высказываний», правила конструктивной обратной связи
  • Инициирование диалогов и дискуссий, организация совместной деятельности.

Приведенный список приемов, разумеется, не полный и не исчерпывающий. Он составлен на основе обобщения опыта авторов в области гуманизации образовательной онлайн среды.

К сожалению, довольно часто баланс трех элементов – обучение, познание, общение – не достигается, разработчики курса и сопровождающие его тьюторы сосредоточены на первом или в лучшем случае на первых двух направлениях. Между тем все три составляющие обучающей онлайн среды одинаково важны. При освоении уровней «познания» и «общения» наиболее полно может быть проявлен творческий подход тьютора, а значит и для самого тьютора его работа станет более интересной и приятной.

Литература

  1. Болдырева Р.Ю. Экономика знаний: современный аспект // Известия ТулГУ. Серия «Экономика. Управление. Финансы», вып. 1. – Тула, изд-во ТулГУ, 2008. – с. 162 – 166
  2. Крашенинникова Л.В. «Обучение тьюторов курса «Управление деятельностью и изменениями» в кросс - культурном контексте», DEQ 2011, МИМ ЛИНК, декабрь 2011.
  3. Лютова Т.В.  Использование Интернет-технологий в управлении образовательным процессом в системе ОДПО. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения» (DEQ-2013): Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГИУ, 2013. – С. 125-134.
  4. Современныйобразовательныйпроцесс:основныепонятияитермины. — М.:КомпанияСпутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.
  5. Профессиональноеобразование. Словарь. Ключевыепонятия, термины, актуальнаялексика. — М.:НМЦСПО. С.М. Вишнякова. 1999.
  6. Клева Л.П. Дистанционное обучение как фактор перехода к экономике знаний // Сб. тез. международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования»  -  М.,  2004. - с.177-180
  7. Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий (теорияипрактикаобученияязыкам). — М.:ИздательствоИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
  8. .Ушакова Н.В. Условия развития дистанционного образования в ВУЗе // Материалы XVII Международной научно-практической конференции "КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: концепции, проблемы, решения" (DЕQ-2015). 11 декабря 2015, Москва
  9. Ушакова Н.В. Адаптация традиционных учебно-методических материалов для дистанционного преподавания финансовых дисциплин // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2013): Материалы XV Международной научно-практической конференции 6 декабря. – М.: МГИУ, 2013. – С. 240-244
  10. Крашенинникова Л.В. «Синхронное общение в Интернет как средство создания дополнительной ценности для потребителей образовательных программ МИМ ЛИНК» DEQ 2010, МИМ ЛИНК, декабрь 2010.

Авторы: Крашенинникова Л.В., Ушакова Н.В., Белова И.А., Прошин С.Е. SHG Berkana