Онлайн-курсы

Вернуться к списку

Онлайн-курс: Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2021

  • 2021-02-09 / 2021-03-18

  • 5 недель

  • E-Learning

  • Базовый

  • 12 вебинаров

  • 12 отзывов оставлено



С 9 февраля по 18 марта 2021 года проходил онлайн-курс «Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2021».

19 тем, 10 живых вебинаров, 7 записей вебинаров 150 + примеров, 50 + видеоуроков

«Этот курс о том, как простыми средствами можно сделать учебный контент интересным и мотивирующим вашего слушателя или студента на изучение материала. Взгляните на окружающее нас информационное пространство свежим взглядом — в нем многое поменялось. Если мы сможем сделать обучение более живым и современным, более медийным и интерактивным, более сетевым и структурированным, то получим ключ к умам наших студентов. Если нет... они просто уйдут от нас».

Павел Каллиников, автор курса

Это новая, существенно дополненная и переработанная версия курса, впервые проведённого и имевшего большой успех шесть лет назад.

Курс был предназначен для тех, кто хочет научиться профессионально разрабатывать электронный учебный контент для электронного и дистанционного обучения, овладеть технологиями современного электронного издательского процесса, освоить специальные приложения и сервисы для создания электронных курсов, интерактивных элементов контента, видеороликов, интерактивной динамической инфографики, видеоинфографики.

На вебинарах был показан процесс работы с конкретными видами программного обеспечения, открытыми интернет-сервисами.

В процессе обучения слушатели создавали интерактивные и мультимедийные элементы для своего будущего учебного курса.

Обучение завершилось созданием собственного учебного курса, состоящего из элементов, созданных на предыдущих занятиях.

Каждая тема курса сопровождалась многочисленными примерами и ссылками на изучаемые ресурсы.

После обучения на курсе слушатели смогли самостоятельно:

  • Создавать электронные учебные курсы, электронные тесты, а также интерактивные и мультимедийные элементы для курсов дистанционного обучения
  • Использовать в своих учебных материалах сервисы интернета, открытые энциклопедические источники, электронные библиотечные системы.

Особенно интересен, и полезен этот курс был для преподавателей и учителей, руководителей и сотрудников учебных центров, корпоративных университетов, тренеров и методистов организаций, в которых организована система дистанционного обучения и ее необходимо наполнять качественным учебным контентом. Курс был также полезен студентам и аспирантам, заинтересованным в приобретении навыка создавать качественный электронный контент в области своих профессиональных интересов.



ПРОГРАММА КУРСА

ВВЕДЕНИЕ. Современный учебный контент. Структура нашего курса.

Тема 1. Разработка элементов учебного контента. Создание облака тэгов.

Подготовка исходных текстовых, графических и медийных материалов для создания облака тэгов.
Работа в сервисе WordArt.
Создание и настройка внешнего вида облака тэгов.
Экспорт результата в один из стандартных форматов.
Вставка результатов работы в свой учебный курс.
Другие сервисы для создания облака тэгов.

Практикум 1. Создать облако тэгов на основе текстового материала, который может лечь в основу вашего курса, аналогичного открытого курса в интернете или тематической страницы достаточного объема.

Тема 2. Разработка элементов учебного контента. Создание Timeline.

Подготовка исходных текстовых, графических и медийных материалов для создания оси времени (TimeLine).
Работа в сервисе TimeLineJS.
Создание и настройка внешнего вида оси времени.
Экспорт результата.
Вставка результатов работы в свой учебный курс.
Сервис StoryLineJS. Другие сервисы для создания осей времени.

Практикум 2. Создать ось времени из 8–15 событий на заданную или свободную тему в сервисе TimeLineJS 

Тема 3. Разработка элементов учебного контента. Интерактивные путешествия.

Подготовка исходных текстовых, графических и медийных материалов для создания интерактивного путешествия.
Виды интерактивных путешествий. Интерактивная карта. Гигапиксельная иллюстрация. Карта с таймлайном.
Создание структуры контента.
Работа в сервисе StoryMapJS. Загрузка данных. Настройка внешнего вида. Получение кода и вставка результатов работы в свой ресурс.
Работа с сервисом TimeMapper. Загрузка данных. Настройка внешнего вида. Получение кода и вставка результатов работы в свой ресурс.

Практикум 3. Создать интерактивное путешествие объёмом 10−15 кадров в сервисе StoryMapJS.

Тема 4. Работа с «гигапиксельными» изображениями

Изображения высокой чёткости как новый медиаформат для визуальной информации.
Где можно найти гигапиксельные изображения для свободного использования.
Способы работы с гигапиксельными изображениями. Zoomify. StoryMap. Видеоролик на основе гигапиксельного изображения.

Практикум 4. Создать интерактивный элемент учебного контента или видеоролик на основе изображения высокой чёткости («гигапиксельного изображения»).

Тема 5.  Использование сервисов Geocode и Carto для создания визуализаций с географической привязкой.

Подготовка исходных материалов для создания визуализации Carto. Создание структуры контента с использованием таблицы данных и географических координат.
Использование дополнения к GoogleDocs «Geocode by Awesome Table» в качестве первого этапа подготовки таблицы данных или в качестве самостоятельного картографического сервиса.
Создание карты при помощи «Geocode by Awesome Table». Получение кода и вставка результатов работы в свой ресурс.
Передача данных в сервис Carto, настройка внешнего вида. Получение кода и вставка результатов работы в свой ресурс.
Картографические возможности сервисов DataWraper и Flourish.

Практикум 5. Создать собственную карту с 5–10 точками привязки при помощи сервиса Carto или дополнения Geocode by Awesome Table.

Тема 6. Создание учебных видеороликов. Типология и подготовка материалов.

Типология учебного видео.
Препродакшн. Подготовка предварительных материалов скринкаста. Правила создания презентаций для скринкаста (подготовка шаблонов, требования к фонам, шрифтам, верстке, внутрикадровая и межкадровая анимация). Использование эффекта рисования в процессе создания скринкаста.
Аудиосопровождение скринкаста. Требования к голосу, стилю. Настройка оборудования.
Структура скринкаста.
Сервис Scrincast-O-Matic. Бесплатное приложение iSpring Free Cam
Приложения для быстрой записи и обмена скринкастами (Clip2Net, Monosnap и т. п.)

Практикум 6. Создать простейший скринкаст при помощи одного из сервисов, рассмотренных в теме 6.

Тема 7.  Создание учебных видеороликов. Запись скринкастов.

Приложение Camtasia 2020. Версия 2020 — что нового?
Обзор приложения. Функционал. Инструменты. Таймлайн. Дорожки. Предпросмотр. Меню.
Запись скринкаста (продакшн). Процесс записи. Выбор параметров (окно или полный экран, соотношение сторон, разрешение, источники аудиосигнала, специальные аудио- и видеоэффекты). Захват видеоизображения с экрана и с видеокамеры (Web-камеры). Захват видео и звука со смартфона.
Звуковое сопровождение. Настройка источника звука. «Начитка» текста скринкаста. Фиксация ошибок и повторные записи. Использование смартфона в качестве микрофона.
Приложение Movavi – краткий обзор.

Практикум 7. Записать скринкаст при помощи приложения Camtasia.

Тема 8. Создание учебных видеороликов. Монтаж скринкастов

Приложение Camtasia 2020.
Постпродакшн (монтаж) скринкаста. Понятие холста, таймлайна, дорожки. Удаление длиннот, ускорение повествования. Увеличение («наезд камеры»). Масштабирование и панорамирование. Выноски. Анимация и Действия. Визуальные свойства. Титры.
Методические аспекты монтажа и их соответствие конкретным приёмам.
Дорожки. Наложение статических изображений и дополнительных видео. Картинка в картинке.
Работа со звуком. Удаление шумов, регулировка уровня, наложение фонового звукового сопровождения.
Эффекты Мыши. Изменение размера и прозрачности курсора. Спрямление траектории курсора.

Практикум 8. Смонтировать скринкаст при помощи приложения Camtasia и опубликовать его на YouTube.

Тема 9. Создание интерактивной динамической инфографики при помощи сервисов Datawrapper и Flourish  

Инфографика. История. Основные принципы. Инфографика данных и инфографика знаний.
Интерактивная инфографика. Сервисы Datawrapper и Infogram. Создание инфографики на основе настраиваемых шаблонов.
Знакомство с сервисом flourish. Основные типы шаблонов. Графики и статические диаграммы. Интерактивные карты. Точечные и пузырьковые диаграммы. Иерархические диаграммы. Диаграммы-гонки. Карточки с фильтрами. Диаграммы Санкей. Трёхмерный глобус. Диаграмма-парламент. Интерактивные таблицы. Сетевые диаграммы. Аккордовые диаграммы. Наклонные диаграммы. Спортивные визуализации. Выборы и коалиции. Викторины. Региональные карты. Карты с дугами. Сравнение изображений. Карта с появляющимися точками. Диаграмма категорий («Опрос»). Сеть в виртуальной реальности.
Настройка данных. Настройка отображения. Варианты использования результата.

Практикум 9. Создать инфографику на основе одного из изученных инструментов.

Тема 10. Создание динамической и видео- инфографики

Динамическая инфографика: анимация или интерактив?
Динамическая инфографика как анимация интерактивной визуализации. Сервисы для создания динамической инфографики. Charts Builder. Динамические шаблоны flourish. Гонки графиков. Гонки диаграмм. Пузырьковая диаграмма. Динамическая карта.
Видеоинфографика.

Практикум 10. Создать динамическую инфографику на основе одного из изученных динамических шаблонов flourish.

Тема 11. Сборка учебного контента. Понятие лонгрида

Подготовка исходных текстовых, графических и медийных материалов для создания «истории».
Виды историй. Понятие «лонгрида». Создание сценария.
Работа в сервисе Tilda. Создание и настройка внешнего вида лонгрида. Экспорт результата.
Использование сервиса Tilda для компоновки учебного контента.
Другие сервисы для создания лонгридов.

Практикум 11. Cоздать лонгрид на основе одного из шаблонов сервиса «Тильда».

Тема 12. Учебный текст и его структура. Электронная типографика в учебном контенте

Что такое электронная типографика и как ее использовать в своих интересах. Типографика и качество/цена образовательной услуги.
Выбор шрифтовых пар.
Оптимальные параметры вёрстки учебного текста. Использование стандартных дизайнерских блоков. Tilda
Спецсимволы и их влияние на читабельность текста. Типографы.
Тренажер Ильяхова для развития навыков вёрстки.
Структура учебного текста. Обратная пирамида. Врезка. Тезис. Сеть.
Текст в нетекстовом контенте. Презентации. Титры. Текст в тестах. Текст как часть видеоряда. Интро. Сервис flixpress.

Практикум 12. Используя заданный отрывок «плоского текста» создать его страницу в сервисе, Тильда, используя правила электронной типографики.

Практикум 12а (факультативно). Создать интро на основе слогана вашего учебного курса, используя сервис flixpress.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Тема Д 1. Современный образовательный контент.

Эволюция электронного контента. Метафоры электронного обучения. Метафора книги, презентации, бесконечного холста, карты знаний, оси масштабов. Примеры разных метафор в открытых образовательных проектах

Тема Д 2. Особенности разработки учебного контента

Критерии качества электронного контента. Структура. Интерфейс. Юзабилити. Мультимедийность. Интерактивность. Структура и сценарии электронных учебных курсов. Особенности разработки электронных курсов в вузах: объемы, время, бюджет, цели обучения, дидактика, представление материала, технология разработки.

Тема Д 3. Использование открытых энциклопедических ресурсов в обучении

Открытые энциклопедические ресурсы как источники учебных материалов. Википедия и вики-технологии с точки зрения обучения. Контекстный поиск по Википедии, как способ сохранения актуальности учебных материалов. Интеграция учебного контента ЭБС в собственный учебный курс.

Тема Д 4. Сборка интерактивного электронного учебного курса

Принципы создания учебного контента в Moodle. Создание учебного курса в Moodle. Создание теста в Moodle.

Тема Д.5. Как разработать тест, чтобы он работал

Методика составления тестовых заданий. Основные этапы и рекомендации. Дистракторы. Основные правила составления дистракторов. Виды тестовых заданий. Закрытые задания. Открытые задания. Задания на соответствие. Здания на установление последовательности. Задания на вставку символа или числового значения.

Тема Д.6. Разработка элементов учебного контента. Создание карты знаний

Подготовка исходных текстовых, графических и медийных материалов для разработки карты знаний. Работа в сервисе popplet.com. Создание структуры карты знаний. Создание карты на основе подготовленных материалов. Создание презентации по готовой карте. Экспорт результата в один из стандартных форматов. Совместная работа в popplet.com. Вставка результатов работы в свой учебный курс. Другие сервисы для создания карт знаний.

Тема Д7. Обзор сервисов для создания интерактивного контента

Изображения. Слайдеры: JuxtaposeJS. Интерактивные изображения и видеоролики. ThinkLink. Скринкасты с экранов мобильных устройств. Приложение DU Recorder. Комиксы и диалоги. PowToon. BranchTrack. Инфографика. Datawrapper. Infogr.am. Скрайбинг. Объясняшки. Работа с файлами и скриншотами. Clip2Net. Monosnap. Звук. SoundCiteJS. Онлайн тесты и опросы. Playbuzz.

Информация о ведущих

  • Каллиников Павел Юрьевич

Имеет опыт создания и развития систем электронного обучения почти 30 лет. Руководил разработкой электронного учебного контента, формировал концепцию и идеологию создания электронных библиотечных систем с посещаемостью до 50 тыс. человек в день, образовательных порталов.

Работал директором центра развития электронного обучения в Московском финансово-промышленном университете «Синергия», директором департамента разработки электронного контента в Открытом технологическом институте, начальником Центра дистанционных образовательных технологий в Московском институте экономики, менеджмента и права, директором центра дистанционного образования в Московском государственном университете печати.

В качестве эксперта принимал участие в проектах по формированию учебного контента учебным видеоканалом «Университетская библиотека онлайн», открытой библиотекой электронных учебных курсов МФПУ «Синергия», сайта электронного обучения МИЭМП. Проводил аудит СДО и электронного учебного контента ОАО «ГАЗПРОМ».

Является автором нескольких популярных курсов, десятков учебных скринкастов, ведущим вебинаров. В 2014—2019 гг. был вице-президентом общественной организации «Профессионалы дистанционного обучения». В настоящее время возглавляет онлайн-школу «Директ-Академия».

Он включал в себя вебинары и практические задания, что позволило участникам не только узнать что-то новое, но и применить это на практике.

info@ra-kurs.spb.ru / 8 (812) 997-68-93

Для просмотра записей онлайн курсов ведущих этого курса Вы можете выбрать наиболее подходящие для Вас условия доступа:

УслугаПодробностиЦена
Доступ на 1 мес. к видеозаписям курсов ведущего Каллиников П. Ю.5400
Доступ на 6 мес. к видеозаписям курсов ведущего Каллиников П. Ю.6500
Доступ на 12 мес. к видеозаписям курсов ведущего Каллиников П. Ю.7800

Отзывы слушателей

  • С моей точки зрения, Павел Юрьевич - один из лучших преподавателей курсов у на вашем портале! Честь и хвала его скрупулёзному труду, подарившему нам эти драгоценные знания! Догадываюсь, сколько времени было затрачено на подготовку данного материала! А «за кадром» всегда оставалось уважение к слушателям, профессионализм и юмор, которые не часто встречаешь у других авторов. Вот! Большое человеческое спасибо, за это, всем организаторам курса, особенно - Павлу Юрьевичу! Спасибо вам за уникальное и полезные знания!
  • Закончила обучение на курсе. Я очень рада, что прошла его полностью. Учиться было трудно, посещать вебинары не получалось из-за занятости на работе, но материалы курса- записи вебинаров и PDF документы с подробными инструкциями выручают. Получила большое удовольствие осваивая новые инструменты, которые пригодятся в моей практике. Уровень визуализации моих учебных материалов, несомненно, повысится. Большое спасибо за быструю обратную связь и комментарии к работам.
  • Онлайн-курс «Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2021» лично для меня оказался находкой! Курс очень информативный, интересный и практичный! Каждая тема курса сопровождается теоретический и практической базой, дополнительными материалами. Курс даёт очень хорошую основу для практического применения каждого изученного инструмента. Структура уроков организована так, что вы постепенно переходите от теории к практике. Это очень удобно. И преподаватель всегда на связи, всегда готов помочь, если что-то идет не так. Я ни разу не пожалела, что пришла на этот курс. Огромное спасибо за новые знания, умения! Желаю вашему проекту дальнейшего успешного развития!
  • Хочу выразить огромную благодарность Павлу Юрьевичу и всей команде за интереснейший курс. Могу с уверенностью сказать, что это лучший обучающий курс, из всех пройденных мною. С Павлом Юрьевичем не приходилось раньше работать, но теперь буду ждать его новые курсы и записываться на них. Понравилось все, начиная от содержательной стороны вебинаров до организации обучения: оперативные консультации, помощь в выполнении заданий, умение подбодрить и мотивировать на дальнейшую работу, даже если что-то не совсем получалось, индивидуальный подход (возможность доделать задания с продлением срока) и т.д. Узнала много полезных инструментов, наметила точки для своего профессионального роста. Наиболее интересными для меня стали темы, которые планирую реализовать в своей работе: виртуальные путешествия, облако тегов, запись обучающее видео. Ещё раз огромное спасибо, очень нравится то, что Вы делаете рассылку приглашений на курсы!
  • Курсом очень доволен. Именно то, что и требовалось. Курс полностью соответствует заявленной тематике и моим ожиданиям. Всё было очень гармонично, не к чему придраться. Особенно полезными были вопросы, касающиеся именно методологии и идеологии процесса работы над контентом. Технические стороны работы в программах и сервисах меня интересовали меньше, т.к. их освоить можно позже. А в режиме общения на вебинаре особенно ценно то, что преподаватель делится именно своим опытом. Мне было интересно и важно узнать чем живут и дышат мои коллеги по цеху, а также существенно расширился мой кругозор в отношении палитры доступных для работы сервисов.
  • Курс насыщенный и добротно сделанный. Все ресурсы, с которыми я познакомилась на курсе были для меня впредь не знакомы. Выполнение почти (именно, почти) всех заданий не вызвало затруднений, так как были даны подробнейшие инструкции. Я, как любой школьник, учась чему-либо на этом курсе, сначала подражала более умудренным, и только после определенного срока, осмыслив, «примерив» полученные знания и навыки , буду самостоятельно делать что-то свое. Огромное спасибо нашему преподавателю Павлу Юрьевичу за своевременную обратную связь и советы и подсказки. Всей команде – успехов в дальнейшей работе!
  • Спасибо автору и организаторам, курс был полезный. Навык работы с конкретными программами – это то, что требовалось. Автор раскрыл детали работы с конкретными программами, которые не всегда изложены в руководствах и рекомендациях. Самая ценная часть курса – подробно проработанные инструкции для практических заданий и своевременные советы Павла Юрьевича по их выполнению. Очень интересно было работать с программами по инфографике, этот опыт я бы продолжила. Спасибо!
  • Удовлетворена содержанием курса на 5 из 5. Спасибо за предоставленные знания и развитие практических умений! В рамках курса предложены разнообразные сервисы и инструменты ИКТ, которые позволяют привлекательно представить учебный контент. Подробное объяснение ведущего, Павла Юрьевича, на вебинарах о том, как работать с сервисами и инструментами, демонстрация видео, обратная связь на выполненные задания в группе позволили не только узнать, но и научиться использовать предлагаемые ресурсы. Особенно полезным для меня было получение подробных пошаговых инструкций о том, как работать с сервисами и приложениями. Все задания выполняла самостоятельно. Это помогло получить опыт использования. С предоставленными инструкциями могу создавать интерактивные путешествия, инфографику и скринкаст.
  • Я очень довольна курсом, как и курс по визуализации, он принес реальную пользу. Получила несколько полезных инструментов — редакторы видео, программы для записи экрана. В курсах ПЮ особенно ценю его эффективнейшие пошаговые инструкции. Они незаменимы! На других курсах (например, на Нетологии по контент-менеджменту) мне очень не хватало такого подхода. Очень нравится индивидуальный стиль презентаций к вебинарам — логичные, комфортные для восприятия. Закрепила знания по некоторым инструментам из Визуализации, попробовала работу программ для записи видео. Собираюсь сделать короткие ролики для своих частных учеников. Программы для таймлайнов и виртуальных путешествий тоже попробовала еще раз после программы по визуализации, очень довольна. Работу с редактором сайтов Тильда ПЮ также объяснил гораздо доступнее, чем на других курсах.
  • Это второй курс Павла Юрьевича, который я изучаю. Курс интересный и актуальный, имеет серьезную практическую направленность, позволяет довольно быстро разобраться в очень непростых вопросах создания качественного образовательного контента. Безусловно устроили содержание, форма подачи материала (отдельное «Спасибо» за практикумы), практические задания и система обратной связи по ним, вариативность предлагаемых для освоения ресурсов. Качество реализуемого курса находится на очень высоком профессиональном уровне. Особенно полезными были полученный опыт, общение с мастером.
  • Мне очень понравился онлайн-курс «Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2021» своей практической направленностью. Теоретический блок был очень насыщен. много нужной и полезной информации о современных ресурсах создания электронного учебного контента. Понравилась легкая подача материала экспертом. Чередование презентационного материала с видеофрагментами позволяло глубже вникать с особенности изучаемого инструмента. Особенно полезными были практикумы с обратной связью от эксперта. На курсе научилась разрабатывать электронный учебный контент с помощью новых инструментов.
  • Курсом я довольна на 100%. Каждый вебинар был для меня очень полезен. Павел Юрьевич замечательно все объяснял — легко и доступно. Меня устроило все. Хотела сказать большое спасибо и Вам за постоянную рассылку с напоминаниями. Также понравилось то, что Павел Юрьевич всегда до начала вебинара добавлял в группу все необходимые материалы курса. Можно было просмотреть документы заранее, это очень удобно. Полезным было абсолютно все. Очень понравилось, что каждый вебинар рассказывал о новой программе или даже сразу о нескольких. На курсе научилась вести запись рабочего стола, создавать обучающее видео, работать в разных интересных программах.