Онлайн-курсы

Вернуться к списку

Онлайн-курс: Образовательный фасилитатор. Мастер организации групповой работы в обучении

  • 2021-06-01 / 2021-06-18

  • 3 недели

  • Полезные умения и навыки

  • Базовый

  • 6 вебинаров

  • 3 отзывов оставлено



С 1 по 18 июня 2021 года прошёл онлайн-курс «Образовательный фасилитатор. Мастер организации групповой работы в обучении».

Образование меняется стремительно. Мы живем в новой реальности. Занятия, где передается информация сейчас не актуальны — информацию легко найти в Интернете.

Такой формат передачи информации устарел, от него все чаще отказываются. Студентам и ученикам скучно на лекциях и уроках, они отвлекаются, зачастую им не интересно то, что Вы рассказываете.

Современный подход в образовании — это создание цепочки учебных активностей.

Ценность сейчас создают не знания, а помощь в получении навыков и правильная методология развития навыков.

ФГОС на всех уровнях образования требуют перенести акцент с преподавания на учение.

Фасилитация – это одна из ведущих компетенций современного педагога. Она основывается не на знании предмета, а на метанавыках преподавателя: умении слушать, эмоциональном и социальном интеллекте, умении управлять учебным процессом и налаживать контакт с разными участниками. Ее активно продвигают, даже насаждают, но не объясняют, что это и не учат методам и техникам.

С 1 по 18 июня 2021 года проходил онлайн-курс «Образовательный фасилитатор. Мастер организации групповой работы в обучении».

На курсе слушатели:

  • Научились поддерживать интерес у студентов, и не дать ему угаснуть в течение всего курса;
  • Освоили несколько десятков инструментов фасилитации, в том числе адаптированных для online формата.

После обучения на курсе слушатели смогли:

  • Создавать пространство, где студентам будет интересно;
  • Передавать студентам ответственность за результаты своего обучения;
  • Сбалансировать класс или учебную группу, чтобы пользу получили и активные ученики, и все остальные;
  • Организовывать перекрестную оценку студентами их работ.

Курс состоял из 6 вебинаров с методическими рекомендациями для отработки практикумов



ПРОГРАММА КУРСА

Модуль 1. Знакомимся с подходом: принципы, особенности, диапазон применения фасилитации среди других методов групповой работы.

Ситуация: про фасилитацию сейчас говорят много и стараются внедрить в учебный процесс, но зачастую при этом не объясняют, в какой части учебного курса она уместна и как решать учебные задачи с ее помощью.

Что будем делать: познакомимся с разными вариантами работы в группе, ее развитием и динамикой, узнаем, что такое фасилитация, зачем она нужна и чем она отличается от других методов групповой работы. Научимся отличать ситуации, где фасилитация принесет максимальную пользу, от тех, где она не нужна совершенно.

Научимся ставить цели и задачи фасилитации, а также встраивать ее в общий образовательный курс.

Практикум 1.Подбираем методы, подходящие для решения конкретной задачи в определенной группе. Подбираем «участки работы», на которых фасилитация будет уместна. Ставим цели и задачи для одной из фасилитаций внутри своего учебного процесса.

Модуль 2. Сверяемся с собой: позиция фасилитатора, необходимые навыки.

Ситуация: в России традиционно экспертиза на стороне учителя и преподавателя, у нас не принято передавать ее ученикам. Учитель традиционно — носитель знаний, и его мнение как эксперта беспрекословно, а ученик не может быть экспертом. Сейчас ученик может быть экспертом, но учитель не знает, что делать в случаях, когда ученик что-то знает шире, лучше и глубже, чем преподаватель.

Что будем делать: учиться выстраивать процесс таким образом, чтобы все ценные идеи обучающихся были услышаны, приняты и обработаны, а не потеряны, познакомимся с искусством вербального и невербального слушания, а также грамотной постановки вопрос. Разберемся с тем, какие навыки нужны фасилитатору, какие роли внутри учебного процесса он может выполнять. Выстроим баланс между ролью фасилитатора и ролью преподавателя. Как работать на равных, не теряя авторитета.

Практикум 2.Тестируем свой стиль преподавания на соответствие навыкам фасилитации.

Модуль 3. Собираем чемодан: осваиваем инструменты и методы фасилитации. Часть 1. Начало процесса. Создание атмосферы. Проблематизация. Разделение ответственности:

Ситуация: считается, что ученик должен хотеть получить знания, а учитель готов ими делиться, поэтому самое главное — это знания, а не обертка. Но дети XXI века включаются в учебный процесс все с большим трудом, ожидая, что в нем будет также интересно, как в играх на планшете, и что преподаватель будет таким же классным, как их любимые блогеры.

Что будем делать: освоим инструменты для знакомства с группой (от броуновского движения до матрицы лидерства), соберем копилку из десятка разогревающих упражнений, подберем варианты для создания рабочей атмосферы («вечеринка», которая передает ответственность на сторону ученика), вовлечения обучающихся в учебный процесс (технология постановки целей на курс), познакомимся с методами проблематизации, узнаем, как syllabus quiz позволяет создавать условия для того, чтобы ученики сами отвечали на свои вопросы о будущем курсе, и как «игра в снежки» поможет прояснить ожидания от курса в самом начале его проведения, научимся составлять соглашение о правилах с группой, которое позволяет решать дисциплинарные и организационные вопросы.

Практикум 3.Создаем свой syllabus quiz и соглашение о правилах с группой.

Модуль 4. Собираем чемодан: осваиваем инструменты и методы фасилитации. Часть 2. Основная часть процесса. Генерация и представление идей:

Ситуация: нам привычно «давать» знания, считая, что мы не зря так долго их собирали и незачем ученику проходить тот же самый путь второй раз. А вдруг он не придет к нужным выводам? Или воспользуется недостоверными источниками и переучивать станет сложнее? Может, лучше сразу самим объяснить теорию и проконтролировать, как идет практика?

Что будем делать: познакомимся с инструментами для генерации идей, включая 8 вариантов мозгового штурма, разделим задачи, подходящие для общей генерации (например, выбор темы исследования, от задач, для которых лучше подходит структурированная генерация (метод карточек), подберем подходящие под задачу методы представления идеального видения (SWOT-анализ, «рыбий скелет», диаграммы и графики, газетная статья о будущем и др.), узнаем, как разнообразить рациональные методы графическими материалами и метафорическими техниками.

Практикум 4.Создаем базу учебных ситуаций с подходящими под них инструментами для генерации и представления идей (что ученики могут преподать друг другу вместо нас?)

Модуль 5. Собираем чемодан: осваиваем инструменты и методы фасилитации. Часть 3. Завершение процесса. Выбор идей и принятие решения. Определение зон ответственности:

Ситуация:кто должен оценивать идеи, предложенные студентами и их прогресс на курсе? мы привыкли, что это ответственность преподавателя. Но представьте себе, что вы ведете онлайн-курс, в котором участвует несколько тысяч обучающихся? дать всем полноценную обратную связь не представляется возможным, но и ограничиться автоматизированными тестами - не всегда лучшая идея

Что будем делать: разберемся с границами применимости peer to peer оценок, научимся создавать формы оценки и чек-листы, познакомимся с вариантами оценки и выбора идей (классические голосования, метод парных сравнений, множественные голосования, светофорные карточки и др.), научимся определять необходимый уровень консенсуса, разберемся с процедурами принятия решения и определения зон ответственности.

Практикум 5.Создаем свою форму оценки и автоматизированный квест в Menti, Kahoot или Nearpod

Модуль 6. Подстилаем соломку: грабли и трудности в работе фасилитатора

Ситуация:вы продумали свой переход от классического преподавания к использованию фасилитации в части курса, но окружающая среда оказалась к этому не готовой. Несмотря на то, что по итогу курса обучающиеся выше оценивают интерактивные занятия, в тот момент, когда вы предлагаете им подняться со стула и принять активное участие в создании программы, они бы предпочли тихонечко отсидеться в уголочке.

Что будем делать: разберемся, что может пойти не так, как это предусмотреть, как с этим бороться и как выходить из непредвиденных ситуаций, поймем, какие конфликты могут возникать в процессе фасилитации? Если группа идет не туда - как удерживать группу в русле обсуждаемых проблем? В какой момент необходимо вмешательство в работу группы? Как рассчитывать тайминг для групповой работы?

Границы контроля: можно ли все предусмотреть и нужно ли. В каких случаях нужно бороться и отстаивать свое мнение, а каких «отпустить» ситуацию.

Практикум 6.Создаем набор возможных сложностей и список профилактических мер к нему

Информация о ведущих

  • Причисленко Анастасия

Психолог, бизнес-тренер, руководитель направления soft skills Университета ИТМО по личной эффективности и техникам публичных выступлений, за последние 15 лет - автор и преподаватель более 30 методических, психологических, управленческих тренингов и курсов, в том числе для таких университетов, платформ и компаний как ИТМО, ВШЭ, СПбГТУ, ТОГУ, Нетология, «Открытое образование», Stepic, «Россия - страна возможностей», Группа Илим, ГазпромНефть и др., эксперт всероссийских и международных форумов таких как «Всмысле», «Профрост», «Университет Талантов», Фестиваль Практик Развития «ПиР», HRM Expo и др.

Он включал в себя вебинары и практические задания, что позволило участникам не только узнать что-то новое, но и применить это на практике.

info@ra-kurs.spb.ru / 8 (812) 997-68-93

Для просмотра записей онлайн курсов ведущих этого курса Вы можете выбрать наиболее подходящие для Вас условия доступа:

УслугаПодробностиЦена
Доступ на 1 мес. к видеозаписям курсов ведущего Причисленко А.3200
Доступ на 6 мес. к видеозаписям курсов ведущего Причисленко А.3900
Доступ на 12 мес. к видеозаписям курсов ведущего Причисленко А.4700

Отзывы слушателей

  • Я очень довольна курсом, мне очень хотелось получить практические навыки, а не только информацию. Мои ожидания более чем оправдались. Мне понравилась структура курса - вебинар, где можно задать вопросы, и сразу же практика, где эту теорию можно было закрепить и опять задать вопросы. Особенно полезным в курсе была его практическая ориентированность, вся теория сразу же подкреплялась практическими примерами, и эксперт сразу давала обратную связь, а как те или иные техники могут выглядеть в разных областях применения - на курсе у юриста, в разговорном английском клубе, у коуча и тд. Я познакомилась с разными возможностями применения фасилитации как групповой работы, оценила, какие навыки как у фасилитатора у меня уже есть и какие нужно еще развивать, я освоила ряд полезных инструментов и методов фасилитации - как создать нужную учебную атмосферу, как начать занятие, какие упражнения лучше ставить перед или после перерыва, как генерировать идеи, как помочь выбрать идеи, и, наконец, узнала о трудностях и проблемах в работе фасилитатора. Я могла сразу внедрять самостоятельно у себя в разговорном клубе английского практически всё, что эксперт давала на теории и практике и сразу же получала обратную связь от учеников - создавала виртуальные доски, использовала метафорические карты, разные варианты мозгового штурма, SWOT-анализ и другое. Занятия стали проходить более динамично, эффективно и интересно, а я чувствовала себя более уверенно и комфортно. И в целом я стала получать больше удовольствия и от подготовки занятий и во время - так как у учеников появилось больше свободы, а у меня больше простора для творчества.
  • Курсом довольна. Я приобрела общее представление об инструментах и подходах, которые буду пробовать применять.
  • Курс дал мне необходимое базовое понимание, как выстраивать фасилитационный процесс. Мне понравился формат и подача вебинаров, а также часть практических занятий. Полезна была методология проведения фасилитационного процесса, особенно форматы мозгового штурма. На курсе научилась проводить мозговой штурм. Теперь смогу максимально встраивать фасилитационный процесс в онлайн.